Мы теряем окопную правду? Что происходит с военной литературой в России

05 сентября 2025, 6:36

У писателя есть негласный долг перед павшими — сохранить память. Донести правду до тех, кто войны не знал. Стать голосом тех, кто его лишился. Однако, кажется, что сейчас в период СВО, когда бойцам «за ленточкой» как никогда нужна поддержка, новой «лейтенантской» прозы не так много. Произведения, которые смогли бы встать в один ряд с «Горячим снегом», «Обелиском», «Они сражались за Родину» и еще долгие годы говорили бы с нами за тех, кто не вернулся с поля боя. Так что же происходит с современной военной литературой в России? Отразится ли современная фронтовая реальность в творчестве наших писателей и найдутся ли голоса глубокой гражданской поддержки? Этой теме посвящена недавняя статья литературного критика Павла Басинского «Первые стихи и проза на военную тему появились еще до СВО». Литератор отмечает, что, несмотря на смену эпох, ключевые вопросы остаются неизменными: как сохранить правду о войне, как говорить о ней с новыми поколениями, может ли художественное слово передать опыт сражений так же точно, как документальные свидетельства? Мы обратились за мнением к российскому писателю, автору военно-исторических романов Андрею Воронову-Оренбургскому. На этом поприще прозаик издал уже 12 остросюжетных произведений, которые нацелены на сохранение культурного и духовного наследия России: романы «Воин», «Когда оживают легенды», «Ярос Око» и многие другие.

Книги о СВО выходят в крупных издательствах (АСТ, «Яуза»), но тиражами скромнее советских. Почему, на ваш взгляд, современная военная проза остается нишевой, несмотря на важность темы?

— Российское общество за этот период заметно сплотилось, стало активней выражать патриотическую позицию и гражданский активизм, в выборе приоритетов появился акцент на традиционные духовные ценности — надежды на оздоровление общества. С другой стороны, насаждение годами идеалов общества потребления, отсутствие патриотического воспитания и планомерное разрушение принципов советского школьного образования привело к всеобщему снижению культурного уровня и, как следствие, неспособности к системному и объективному осмыслению исторических событий.

Рыхлое, разъеденное лживой вражеской пропагандой, российское общество не имеет чёткой однозначной позиции относительно линии фронта СВО на Украине. Зачастую мнение обывателя складывается на эмоциональной основе, без всякой попытки понять логику происходящих событий. Для других СВО — это просто информационный шум, которому не придается особого значения. Вследствие этих обстоятельств современная военная проза не находит широкого общественного отклика и влачит «нишевое» состояние.

На кого из современных авторов, специализирующихся на военной и исторической прозе, стоит обратить внимание?

— Ростки талантливой современной прозы и поэзии уже безусловно есть — как тут не вспомнить удивительную поэтессу Анну Долгареву, военную прозу Дмитрия Филиппова и Даниила Туленкова — все они говорят без пафосной псевдонародной литературщины, понятным всем нам языком и образами. Но, по моему убеждению, чтобы их творчество выросло на шаг вперед, стало своеобразным знаменем эпохи, необходим мощный общественный запрос на понимание и проживание происходящих сегодня в России драматических, неоднозначных событий.

Как вы оцениваете роль поэзии в осмыслении современной истории? Может ли она, как «Василий Теркин» в 1940-х, стать народной?

— Поэзия — это состояние души и неотъемлемая часть человеческой натуры. Для кого-то — просто запомнившиеся строчки популярной песни, для кого-то — откровение. Независимо от того, платят за это деньги или нет, поэзия есть и будет.

Особенно поэзия востребована и важна, когда люди объединены высокой, зовущей к свершениям идеей, общими для всех испытаниями. В период ВОВ общество в массе своей было единым в оценке войны, события которой коснулись каждой семьи. Именно поэтому поэзия Симонова, Твардовского, Исаковского и многих других замечательных поэтов находила живой отклик. Поскольку ничего похожего сейчас у нас не наблюдается, ожидать всенародно любимого Василия Теркина вряд ли стоит.

Не следует воспринимать автора как какого-то мессию, который приходит в мир, дабы просветить заблудшие в грехах души. Творчество и духовная энергия людей есть сообщающиеся сосуды. Безвременье или благополучная, сытая жизнь, как правило, не порождают титанов.

Порой мы сетуем и страстно ждем явления ярких, сравнимых с классиками, авторов. Однако, не стоит забывать, что только тектонические сдвиги в сознании масс порождают ту энергию, которая подобно клубящимся и громыхающим грозовым тучам однажды исторгает из себя сверкающие молнии. Пронзая пространство, они находят себе проводника в мире людей и, наполняя его своей могучей силой, заставляют забыть про покой и сон. Неважно при этом, является ли избранник умудренным жизнью человеком или еще юнцом — из-под его пера неведомым путем рождаются пылающие страстью строки, которые окрыляют, дают надежду, укрепляют мужество, властно зовут к новым свершениям!

Военная проза часто балансирует между правдой факта и правдой образа. В каких случаях художественное осмысление оказывается важнее строгой фактографии?

— Сталкиваясь с еще недавним прошлым, писателю приходится очень осторожно измерять баланс между вымыслом и действительностью. Так, в свое время на Льва Толстого ополчилось множество современников из-за допущенных им в «Войне и мире» вольных трактовок. Следуя хронике минувшего, мы тем не менее всегда найдем моменты, в которых вольны допускать художественный вымысел, который наполнит эмоциями и мыслью сухую россыпь фактов, заставит заиграть ее живыми красками. Именно в этом и состоит задача писателя, который с помощью своего таланта способен обернуть безжалостное время вспять и поднять из небытия ушедшую эпоху.

В то же время стоит помнить, что любое литературное произведение — это авторский взгляд, который вольно или невольно облегает в плоть своего вымысла историю. Порой писательская фантазия с невероятной внешней достоверностью создает новые миражи и мифы — прекрасные, но весьма далекие от истинных событий. Те авторы, которым удается сохранить в своих строках нерв и глубинную правду времени, гармонично вплетая в повествование мысль и чувства, имеют шанс оставаться интересным не только своему, но и будущим поколениям.

Искренний взгляд, стремящийся постичь внутреннюю правду войны, часто остается достоянием узкого круга. Это не значит, что глубокие, пронзительные произведения еще не написаны. Ростки новой «лейтенантской» прозы уже есть, но, чтобы прорасти, им нужна не только благодатная почва в виде таланта, но и мощный общественный запрос. Писательский долг — говорить правду, долг общества — ее услышать. В этой встрече — отголоске искреннего слова на готовую к нему почву — рождается подлинная, живая память, способная пережить свое время.