Почему не стоит нажимать на тормоз перед ямами на дороге

27 апреля 2023, 13:19

При попадании колесом в достаточно серьёзное углубление на проезжей части автомобиль может сильно пострадать. Вплоть до полного списания важных деталей и узлов, повреждения кузова.

Но часто виновником разрушений, которые можно было избежать, становится сам водитель, даже если принять во внимание, что каждый имеет право по разным причинам не заметить яму.

Важно. Внезапное появление препятствия не должно стать поводом для паники. Шанс спасти свою машину есть почти всегда, главное – надо заранее отработать нужные рефлексы поведения. Времени на обдумывание не будет, действовать придётся на автоматизме.

Физика происходящего

Автомобиль не умеет летать. При внезапном пропадании твёрдой поверхности под колёсами, а именно это происходит во время проезда ямы, его масса начнёт двигаться вниз в полном соответствии с законами гравитации.

И чем глубже дефект дороги, тем большую вертикальную составляющую скорости он успеет набрать до удара о дно или противоположный край трещины. Неизбежно возникающее в этот момент замедление и станет причиной появления той силы, которая нанесёт ущерб конструкции.

Логичным будет максимально снизить скорость, тогда энергия удара станет меньше. Но при этом возможно возникновение неприятного явления, а именно, динамического перераспределения массы автомобиля на передние колёса.

И дополнительный вес, сложившись с указанной выше силой, вызовет увеличение энергии сокрушения деталей подвески.

 Возможные последствия

Немногие машины рассчитаны на подобные неприятности. Обычно это внедорожники с мощными длинноходными подвесками, которые способны поглотить энергию столкновения в совершенно штатном режиме.

Существует специальный термин – энергоёмкость ходовой части. Подобные автомобили, как это можно увидеть на соревнованиях по внедорожной езде, способны носиться по сильно пересечённой местности, почти не обращая внимания на рельеф. Вся энергия будет поглощена их могучими амортизаторами.

 Прочие машины получат неутешительный результат:

  • согнутые рычаги и прочие направляющие элементы подвесок;
  • пробитые покрышки;
  • треснувшие края легкосплавных колёсных дисков;
  • нарушение геометрии несущих конструкций кузова;
  • отрыв агрегатов с мест их крепления.

В тяжёлых случаях травмы могут получить и члены экипажа. Особенно если они пренебрегают правилами и не пристёгиваются ремнями.

 Как избежать потерь

Тормозить, конечно, надо. Но только не у самого края ямы, а заблаговременно. Замедляться надо в экстренном режиме, до порога срабатывания АБС.

А вот непосредственно у препятствия тормоза следует отпустить, как бы это психологически не было тяжело, лучше даже добавить тягу двигателя. Тогда динамика изменится на противоположную, и нос машины станет легче.

Это позволит колёсам не врезаться под нагрузкой, а перекатиться через препятствие, как любому круглому предмету и положено природой.

 Спортсмены ухитряются использовать данный эффект дважды, помогая проскочить зону удара не только передней оси, но и задней, умело оперируя газом и тормозом. Но это уже высший пилотаж, нарабатываемый месяцами тренировок.

 Способности автомобиля не ограничиваются только его устройством и предназначением. Многое зависит и от человека за рулём. Который, в свою очередь, не рождается дорожным асом, а приобретает навыки управления в экстремальных ситуациях сознательно. Не стоит этим пренебрегать. Теория явления теперь понятна, остаётся только немного потренироваться.