Эксперт Юлия Каворина об импортозамещении банковских ИТ-систем: вызовы и решения

05 августа 2025, 9:41

Уже не первый год российские банки выстраивают стратегию цифровой независимости от иностранных ПО, замещая некоторые продукты или создавая собственные операционные платформы. За период с 2022 года из России ушли более 200 зарубежных партнеров, и вместе с ними – современные ИТ-решения. После этого банки столкнулись сразу с несколькими вызовами: замена АБС (автоматизированных банковских систем), баз данных, платежных и CRM-систем. В том же 2022 году был выпущен Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению технологической независимости», который определил необходимость перехода на отечественные разработки. Следом, в 2023 году, вступили в силу изменения в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Документ обязал Банк России согласовывать планы кредитных и некредитных организация по переходу на российское ПО.

Несмотря на усилия и активную работу специалистов сферы, импортозамещение пока все еще не достигло 100%. По данным на апрель 2025 года, в крупных российских банках импортозамещение критически важной информационной инфраструктуры достигает 90%. В средних и малых кредитных организациях этот показатель существенно ниже – 50-60%. Это означает, что российский рынок ждет еще ряд доработок и решение проблем на пути к автономному существованию ИТ-систем.

Чтобы оценить процесс перехода и трансформации российских банков, мы поговорили с экспертом Юлией Кавориной – специалистом в области банковских систем и информационных технологий, заместителем директора департамента одного из крупнейших банков России.

– Юлия, с какими ключевыми вызовами столкнулись банки после ухода западных ИТ-вендоров – и что оказалось самым сложным в переходе на отечественные решения? Можете ли назвать этот процесс удачным?

– Импортозамещение в сфере нагруженных банковских систем – это вызов, который приняли с достоинством многие финансовые организации, доказав технологическую зрелость как ИТ-решений, так и процессов производства, обеспечив при переходе на отечественное ПО высокие показатели надежности, стабильности, доступности систем, – отмечает эксперт, – Импортозамещение в банках оказалось непростым процессом, что вполне ожидаемо. Сложность перехода заключалась в сжатых сроках, необходимости перестройки некоторых внутренних процессов компаний в условиях поддержания прежних показателей SLA (уровня доступности систем для клиентов). Замена критически важных систем всегда связана с рисками сбоев и замедлением выполнения бизнес-процессов.

Как объясняет Юлия Каворина, под импортозамещение попадают и системы дистанционного банковского обслуживания, и BI-системы для хранения данных, и контур DevOps (автоматизация процессов сборки, настройки и развертывания ПО). Спектр обновления систем затрагивает практически весь цикл работы банков. И чтобы перенастроить работу и при этом снизить влияние процесса на клиентов, банки проводят обновления в выходные и праздничные дни.

Кроме того, подчеркивает эксперт, еще одной проблемой стал кадровый вопрос. Многим банкам в процессе перехода и миграции пришлось привлечь большое количество сотрудников с рынка труда. Также потребовались время и ресурсы на их обучение. При всем этом, Юлия Каворина оценивает нынешний курс банков как положительный и выигрышный для отечественного рынка:

– Тем не менее, переход на отечественное ПО – серьезный шаг вперед к технологической независимости от западных решений и стабилизации финансового сектора, защиты наших данных. При должной поддержке и развитии это приведет к появлению новых процессов, сервисов, инструментов, которые могут превзойти текущие иностранные решения. А это означает, что мы движемся в правильном направлении и от этого выиграют все: как банки, так и клиенты.