Что такое калильное число свечей зажигания?

27 апреля 2023, 13:12

Автомобильные свечи искрового зажигания имеют много различных параметров, по которым их выбирают конструкторы моторов из имеющегося ряда, или даже выставляют техническое задание на разработку приборов зажигания с уникальными характеристиками.

Слишком многое зависит от этих инициаторов рабочего процесса в цилиндрах, и очень непросты условия их работы. Но отталкивается разработчик от определения калильного числа. Именно оно указывает, насколько долго проработает изделие в камере сгорания.

Физические процессы в цилиндрах

Поджечь смесь нормального состава, да ещё и сжатую в десять раз и более, после чего она обязательно сильно нагреется, достаточно просто.

Противопожарная безопасность тут на очень низком уровне. Гораздо сложнее устраивать эти пожары десятки раз в секунду без разрушения.

Температура изолятора в первые секунды после запуска двигателя сильно возрастает, а потом устанавливается на определённом пороге, обычно чуть меньше тысячи градусов по Цельсию.

Слишком большое её значение приведёт к тому, что вспышка в цилиндре состоится раньше, чем положено. Такое зажигание называется калильным, оно слишком раннее и неуправляемое, двигатель будет разрушен сильнейшей детонацией.

Низкое значение рабочей температуры тоже никуда не годится, фарфор потеряет свойство самоочистки от продуктов горения нефтепродуктов, её быстро забросает и искрообразование прекратится. Нужен некий оптимум.

 Калильное число

Свойство уверенно набирать рабочую температуру и поддерживать её на нужном уровне путём отвода тепла на металлическое тело головки цилиндров определяется калильным числом.

Понятие это условное, поскольку каждая фирма-производитель автокомпонентов применяет своё числовое выражение температурных качеств продукта.

Так же условно, в зависимости от калильных свойств, все свечи подразделяются на более горячие или холодные.

  1. Горячие свечи нужны там, где режим работы двигателя достаточно умеренный, обороты и степень сжатия низкие, а смесь не сильно обеднена в целях экономичности. Применялись в старых, низкооборотных моторах. А также в грузовиках, где выносливость и ресурс были важнее удельных показателей полезной отдачи.
  2. Усреднённо нормальные свечи широкого потребления. Работают в двигателях «гражданских» автомобилей, не очень форсированных, но с достаточной мощностью.
  3. Холодные свечи нужны мощным, спортивным двигателям, где в камере сгорания выделяется очень много тепла, а режимы работы таковы, что калильное зажигание категорически недопустимо. Даже короткое его возникновение при большой нагрузке мгновенно превратит дорогой, скоростной мотор в груду металла.

Производители применяют различные меры к изменению калильного числа в рамках серии похожих свечей.

Например, глубоко помещая центральный электрод с изолятором вглубь корпуса его защищают он лишнего нагрева раскалёнными газами, повышают предел стойкости свечи и, соответственно, калильное число.

И наоборот, выдвинутый наружу электрод имеет более высокую температуру, при этом качественно очищаясь. Возможные отложения быстро и бесследно выгорают.

Важно: Ни в коем случае нельзя нарушать рекомендации изготовителя мотора по применяемым свечам. Двигатель или перестанет нормально запускаться, если выбрана слишком холодная свеча, или уничтожит поршневую группу, если свеча горячая.

Выбор свечей проще всего производить по рекомендациям каталогов их изготовителей. Обычно там указаны все кросс-коды, то есть обозначения подходящих свечей известных фирм мира.