Итоги исследования отношения населения РФ к методу прямых продаж

28 мая 2024, 18:05

Ассоциация прямых продаж (АПП) подводит итоги исследования «Отношение населения РФ к методу прямых продаж». Данное исследование является традиционным и проводится раз в три года начиная с 2009 г. Исследование проведено компанией In Depth в марте 2024 года, опрошено 1 500 человек изо всех федеральных округов.

Прямые продажи как способ реализации товара знакомы 78 % респондентов, что на 18 п. п. ниже данных за 2021 год. Наибольшую осведомленность показывают респонденты с высшим образованием и уровнем дохода более 70 000 рублей (85 % и 91 % соответственно).

Основными положительными сторонами прямых продаж респонденты называли доставку в удобное место и время (38 %), экономию времени (33 %), более низкие цены и скидки (31 %), удобный способ покупки (29 %), возможность попробовать товар (27 %). Отрицательными — назойливость продавцов (48 %) и длительное ожидание товара (25 %).

70 % респондентов покупают товары компаний прямых продаж, из них самые активные покупатели — женщины. Средняя стоимость покупки у 82 % потребителей находится в диапазоне от 300 до 3000 рублей.

«Совершившие покупку респонденты лояльнее относятся к прямым продажам: 80 % респондентов оценивают свой опыт положительно. Такие особенности прямых продаж, как индивидуальный подход, реальные живые отзывы о продукте и рекомендации близких, уникальность брендов играют положительную роль», — замечает член правления АПП, президент Евроазиатского региона Tiens Group Анна Трофименкова.

Одной из значимых особенностей прямых продаж является установление доверительных отношений с клиентом. Такие отношения помогают спонтанную покупку перевести в регулярные заказы. Тем самым через лояльность к продавцу (независимому консультанту компаний прямых продаж) формируется лояльность к бренду на долгие годы.

Именно поэтому, несмотря на происходящее в последние годы повсеместное развитие интернет-торговли, доля покупателей, обращающихся к интернету для приобретения товаров компаний прямых продаж, как показали результаты исследования, снизилась с 2021 года на 14 п. п. с 69 % до 55 %.

«Потребители ценят в прямых продажах личное общение с консультантом, возможность задать вопрос о товаре или компании, узнать о гарантиях качества и возврата, получить профессиональную консультацию по использованию предлагаемых средств», — подчеркивает Любовь Леванюк, президент компании «МейТан» — члена Ассоциации прямых продаж.

Из покупавших товары компаний прямых продаж в интернете потребителей 46 % приобретали товары непосредственно на сайтах компаний прямых продаж и 64% — на маркетплейсах.

При этом респонденты отмечают существенные недостатки покупки на маркетплейсе: невозможность попробовать товар, трудности с возвратом продукции, недостаточность информации о продукте и ее несоответствие представленной при покупке информации.

«В век развития цифровых технологий и интернета, как ни парадоксально это звучит, появление неавторизованных продавцов товаров компаний прямых продаж на маркетплейсах способно негативно сказаться на имидже индустрии прямых продаж в целом. Пострадать может и сам покупатель, так как зачастую он сталкивается с отсутствием необходимой для принятия решения о покупке информации о товаре, невозможностью проверить продукцию на предмет сертификации», — отмечает президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.

Респонденты всех возрастных категорий неизменно (об этом говорят и результаты предыдущих исследований) узнают о товарах компаний прямых продаж от своих друзей и родственников (44 %), а также от продавцов товаров (32 %) и из интернета (32 %). Молодежь, помимо рекомендаций друзей и родственников (39 %), ориентируется на информацию в интернете (37 %), рекламу в социальных сетях и мессенджерах (25 %).

Впервые в 2024 г. в список вопросов, на которые отвечали респонденты, был включен блок вопросов, касающихся знания потребителей об Ассоциации прямых продаж и о гарантиях, которые, в соответствии с Этическим кодексом Ассоциации, получают покупатели, приобретающие товары у независимых консультантов компаний-членов АПП.

«К сожалению, уровень осведомленности об Ассоциации и о гарантиях, предоставляемых на основе Этического кодекса АПП, пока невысок. Это 24 % и 12 % соответственно, — говорит президент АПП Тамара Шокарева. — Для нас это сигнал к действию и направление для дальнейшей работы. Мы должны больше информировать потребителя о положениях Этического кодекса, в соответствии с которым потребитель получает гарантии, превышающие требования российского законодательства, и о наличии процедуры рассмотрения жалоб, позволяющей потребителю без каких-либо финансовых затрат и в короткие сроки решить свой вопрос, обратившись к администратору кодекса».

Ассоциация прямых продаж планирует и в дальнейшем проводить исследования индустрии прямых продаж для отслеживания динамики изменений внутри отрасли.

Ассоциация прямых продаж (АПП) — национальная ассоциация ведущих компаний по производству и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю. Основана в 1996 году. Является членом Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA; www.wfdsa.org).

Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как один из видов разносной торговли.