Как часто следует раскручивать мотор до максимума, чтобы прочищать двигатель от отложений
Автомобильный двигатель при нормальной работе находится в состоянии динамического равновесия. Никакие посторонние вещества, образующиеся при эксплуатации или попадающие извне, не должны в нём сохраняться или накапливаться.
Часть их выходит с выхлопными газами, некоторые удаляются при смене рабочих жидкостей. Но при определённых режимах эти процессы могут нарушаться.
Образование нагара
Как топливо, так и масло, состоят из углеводородов. При высокой температуре из них могут образовываться твёрдые вещества, откладывающиеся на стенках деталей.
Особенно этому подвержены самые нагруженные по теплу участки мотора, в частности, камера сгорания. В ней расположены такие важные детали, как свечи и клапаны, да и от нагара на стенках цилиндров и головки блока ничего хорошего не будет.
Под нагрузкой температура достигает такой величины, что поступления нагара выравниваются с его окислением и удалением естественным путём.
Слой отложений минимален и не увеличивается. Но если мотор работает на холостых оборотах или с малой нагрузкой, не успевая прогреваться, то количество отложений растёт.
Это чревато ухудшениями теплообмена и даже отказами деталей:
- свечи утрачивают диэлектрические свойства изолятора центрального электрода;
- искровой зазор меняет свою идеальную геометрию;
- на тарелках клапанов растёт слой нагара, отделяющиеся крупные частички способны нарушить герметичность камеры, попав на рабочую фаску;
- создаются условия для появления опасного своей непредсказуемостью калильного зажигания;
- поршневые кольца могут закоксоваться, уменьшится компрессия, и мотор начнёт расходовать масло, что ещё больше увеличит нагар.
Если постоянно ездить в таких режимах, то есть опасность непоправимо повредить мотор.
Важно! Образование нагара резко возрастает при использовании некачественных или не подходящих данному двигателю масла и бензина. Ни в коем случае не стоит пытаться на этом сэкономить.
Искусственное регулирование нагарообразования
Поднять температуру в камере сгорания можно простым увеличением оборотов и нагрузки с удерживанием их на нужном уровне некоторое время. Так при скоростях свыше 90-100 км/ч лишний нагар быстро выгорает, ситуация стабилизируется и становится штатной. Но не всегда есть возможность развивать подобную скорость.
Следует различать «прожигание» свечей и общее температурное удаление нагара. Для первого достаточно поднять обороты выше средних и удерживать их около минуты. Нагар на головке и клапанах потребует больше времени.
Высокие обороты дают примерно тот же эффект, что и движение с большой скоростью. Чуть меньший, но это не принципиально.
Поэтому можно рекомендовать примерно следующий полезный для двигателя режим:
- Ежедневно проезжать несколько километров на пониженной передаче с оборотами, близкими к максимальным.
- Примерно один раз за каждые 500 километров пробега совершать получасовой пробег со скоростью около 100 км/ч, желательно без сброса газа, что вполне реально если хоть изредка приходится ездить за городом.
- Если это невозможно при постоянной эксплуатации в городе, то можно через каждые 100 км пробега проезжать несколько минут на максимальных оборотах при пониженной передаче.
Регулярно выполняя данные простые приёмы прожигания нагара и сочетая их с вдвое более частой заменой масла, можно сохранить свой двигатель в исправности и чистоте гораздо дольше, чем предусмотрено его предсказанным ресурсом.