Как часто следует раскручивать мотор до максимума, чтобы прочищать двигатель от отложений

27 апреля 2023, 13:13

Автомобильный двигатель при нормальной работе находится в состоянии динамического равновесия. Никакие посторонние вещества, образующиеся при эксплуатации или попадающие извне, не должны в нём сохраняться или накапливаться.

Часть их выходит с выхлопными газами, некоторые удаляются при смене рабочих жидкостей. Но при определённых режимах эти процессы могут нарушаться.

Образование нагара

Как топливо, так и масло, состоят из углеводородов. При высокой температуре из них могут образовываться твёрдые вещества, откладывающиеся на стенках деталей.

Особенно этому подвержены самые нагруженные по теплу участки мотора, в частности, камера сгорания. В ней расположены такие важные детали, как свечи и клапаны, да и от нагара на стенках цилиндров и головки блока ничего хорошего не будет.

Под нагрузкой температура достигает такой величины, что поступления нагара выравниваются с его окислением и удалением естественным путём.

Слой отложений минимален и не увеличивается. Но если мотор работает на холостых оборотах или с малой нагрузкой, не успевая прогреваться, то количество отложений растёт.

Это чревато ухудшениями теплообмена и даже отказами деталей:

  • свечи утрачивают диэлектрические свойства изолятора центрального электрода;
  • искровой зазор меняет свою идеальную геометрию;
  • на тарелках клапанов растёт слой нагара, отделяющиеся крупные частички способны нарушить герметичность камеры, попав на рабочую фаску;
  • создаются условия для появления опасного своей непредсказуемостью калильного зажигания;
  • поршневые кольца могут закоксоваться, уменьшится компрессия, и мотор начнёт расходовать масло, что ещё больше увеличит нагар.

 Если постоянно ездить в таких режимах, то есть опасность непоправимо повредить мотор.

Важно! Образование нагара резко возрастает при использовании некачественных или не подходящих данному двигателю масла и бензина. Ни в коем случае не стоит пытаться на этом сэкономить.

Искусственное регулирование нагарообразования

 Поднять температуру в камере сгорания можно простым увеличением оборотов и нагрузки с удерживанием их на нужном уровне некоторое время. Так при скоростях свыше 90-100 км/ч лишний нагар быстро выгорает, ситуация стабилизируется и становится штатной. Но не всегда есть возможность развивать подобную скорость.

 Следует различать «прожигание» свечей и общее температурное удаление нагара. Для первого достаточно поднять обороты выше средних и удерживать их около минуты. Нагар на головке и клапанах потребует больше времени.

Высокие обороты дают примерно тот же эффект, что и движение с большой скоростью. Чуть меньший, но это не принципиально.

Поэтому можно рекомендовать примерно следующий полезный для двигателя режим:

  1. Ежедневно проезжать несколько километров на пониженной передаче с оборотами, близкими к максимальным.
  2. Примерно один раз за каждые 500 километров пробега совершать получасовой пробег со скоростью около 100 км/ч, желательно без сброса газа, что вполне реально если хоть изредка приходится ездить за городом.
  3. Если это невозможно при постоянной эксплуатации в городе, то можно через каждые 100 км пробега проезжать несколько минут на максимальных оборотах при пониженной передаче.

Регулярно выполняя данные простые приёмы прожигания нагара и сочетая их с вдвое более частой заменой масла, можно сохранить свой двигатель в исправности и чистоте гораздо дольше, чем предусмотрено его предсказанным ресурсом.