Почему при пуске двигателя нежелательно выключать сцепление
Иногда, особенно в старых изданиях руководств по эксплуатации автомобиля, даётся рекомендация при включении стартёра нажать на педаль сцепления.
Определённый смысл в подобном действии действительно есть, но в настоящее время от подобного совета вреда больше, чем пользы. Истину поможет выяснить понимание происходящих процессов и взвешивание всех плюсов и минусов ситуации.
Откуда взялась данная рекомендация
До запуска мотора в картере коробки передач, особенно в холодное время года, трансмиссионное масло имеет относительно низкую температуру.
Вращение валов и шестерён механической коробки в таких условиях вызовет большие затруднения.
- Возрастает нагрузка на стартёр, который на старых автомобилях, обладая небольшой мощностью, и так был перегружен. При низких температурах стартёры работали на пределе своих возможностей.
- Существенно увеличивается ток, потребляемый от аккумуляторной батареи. Обычные свинцово-кислотные аккумуляторы старого образца имели низкие значения тока стартёрного режима, а перегрузки резко снижали срок их службы.
- Генераторы автомобилей обладали недостаточной отдачей, из-за чего аккумуляторы часто находились в полуразряженном состоянии. Дополнительно затрачиваемый на перемешивание густого масла ток мог за несколько секунд полностью исчерпать батарею.
- Запуск холодного двигателя требовал достаточно сложных манипуляций с воздушной заслонкой карбюратора, из-за чего мотор редко запускался с первой попытки. Общее время работы стартёра достигало десятков секунд и запасённой энергии едва хватало.
Разумным выходом из положения становился именно выжим сцепления. Двигатель отсоединялся от трансмиссии, и энергия существенно экономилась. Возрастала вероятность успешного пуска без манипуляций с аккумулятором.
Отчего совет уже устарел
В современных автомобилях многое изменилось:
- используются качественные синтетические трансмиссионные масла с малой зависимостью вязкости от температуры;
- эффективность работы стартёра редукторного типа возросла в разы;
- аккумуляторные батареи хорошо переносят стартёрные режимы, без повреждений развивая значительные токи;
- мощность автомобильных генераторов уже не имеет технологических ограничений.
Казалось бы, в выжиме педали сцепления уже нет суровой необходимости, но почему надо обязательно отказываться от, в целом, полезной привычки?
Важно. Например, выключенное сцепление позволит избежать последствий, если водитель забыл перевести рычаг коробки в нейтральное положение.
Мотору причиняется конкретный вред
Дело в том, что при выжиме сцепления коленчатый вал автомобиля испытывает существенные осевые нагрузки, на которые он не рассчитан.
Ограничивают его продольное перемещение только упорные полукольца небольшой площади, а то и просто отбортовки коренных вкладышей.
Эти детали, работая в условиях предпускового масляного голодания, быстро изнашиваются, что приводит к возникновению нештатных осевых люфтов коленвала.
Возможно появление стуков при работе, а затем и полного отказа двигателя.
Иногда, в экстремальных ситуациях, педаль стоит выжать при пуске и на современном автомобиле. Но делать это постоянно, как учили старых водителей, не имеет смысла.
Для сохранности ресурса двигателя это ещё и очень нежелательно. Да и выжимной подшипник муфты сцепления дольше прослужит, если его лишний раз не нагружать.