Система охлаждения автомобильного двигателя, причины перегрева и способы их устранения
Для того чтобы быстро прогреть двигатель до оптимальной температуры, охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кольцу системы охлаждения, не попадая в радиатор, за этим следит датчик температуры ОЖ, который подает команду термостату на открытие или закрытие каналов ведущих к радиатору.
При достижении в системе охлаждения (СО) двигателя температуры примерно 75 градусов, датчик температуры ОЖ подает команду термостату на открытие, после этого жидкость охлаждения начинает циркуляцию по большому кольцу охлаждения, через радиатор. В момент, когда ОЖ двигаясь через радиатор, достигнет температуры примерно в 95 градусов, датчик включения вентилятора (установленный на радиаторе), подает сигнал на включение вентилятора охлаждающего радиатор.
После охлаждения системы, датчик подает сигнал на отключение вентилятора. При исправной работе всех узлов и механизмов системы охлаждения, перегрев двигателя не возможен.
Рассмотрим возможные неисправности.
Если в машине вышел из строя термостат, он может заклинить в одном из двух положений – постоянно закрыто или постоянно открыто. Рассмотрим оба варианта. В случае заклинивания термостата в открытом положении, жидкость охлаждения будет всегда циркулировать по большому кольцу охлаждения – через радиатор. ОЖ будет долго нагреваться до своей оптимальной, рабочей температуры, что плохо отразится на работе мотора в холодное время года, поскольку при низкой температуре прогреть двигатель гораздо сложнее.Но перегрева двигателя при такой неисправности не последует. Гораздо опаснее если термостат заклинивает в закрытом положении, тогда охлаждающая жидкость постоянно будет циркулировать по малому кольцу охлаждающей системы, не попадая в радиатор. Подробнее про автомобильный термостат. Жидкость быстро перегревается, что в итоге приводит к «закипанию» двигателя.
Если причиной перегрева двигателя стал термостат, то определить это можно прикоснувшись с осторожностью к нижнему радиаторному патрубку, либо самому радиатору, они будут холодными в сравнении с завышенной температурой в охлаждающей системе в целом.
2. Сломался датчик температуры
При выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости, который расположен на двигателе (фото 2), он перестанет подавать команды, что приведёт к нарушению в нормальном функционировании системы охлаждения и как следствие к перегреву двигателя.
3. Протекает охлаждающая жидкость
Течь ОЖ из-за повреждения патрубков и хомутов, радиатора, помпы, тоже приведёт к перегреву двигателя. Такую утечку в момент движения авто заметить не просто, если автомобиль не оборудован датчиком уровня охлаждающей жидкости. А вытекающая жидкость не попадает на раскалённые детали двигателя, что вызвало бы обильное парообразование под капотом, которое можно определить визуально, скапывает не заметно на землю.
Течь из помпы системы охлаждения, связана с износом корпуса подшипника или сальника помпы. По этой причине в соответствие с регламентом технического обслуживания автомобиля, она требует периодической замены. Некоторые водители производят замену помпы вместе с заменой ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Течь из помпы охлаждающей жидкости, это уже неприятность, а если помпу ещё и заклинит, то возникает опасность заклинивания и ремня ГРМ, что может привести к поломке в клапанном механизме двигателя и последующему капитальному ремонту.
4. Сломался охлаждающий вентилятор
Возможен выход из строя вентилятора системы охлаждения (фото 4). Соответственно прекратится принудительное охлаждение жидкости в радиаторе, что так же приведет двигатель к перегреву.
5. Перегорел предохранитель
Может перегореть один из предохранителей, отвечающий за работу вентилятора.
Причин этому может быть много, на пример вода, попавшая на разъем подключения вентилятора к системе электропитания автомобиля. Поэтому с собой в дорогу желательно иметь комплект запасных предохранителей.
Если всё же двигатель закипел, о чем Вам просигнализирует прибор на панели, необходимо немедленно остановиться.Продолжать движение запрещено, во избежание критического ущерба механизмам мотора. Из подкапотного пространства при этом возможно выделение пара, что может сигнализировать о попадании жидкости из системы охлаждения на перегретые части двигателя, при этом открывать капот следует с большой осторожностью, жидкость может хлынуть на Вас и обжечь.
Последствия перегрева двигателя могут быть очень плачевными. Возможно возникновение перекоса головки блока цилиндров двигателя, может перегореть прокладка, находящаяся под головкой блока цилиндров двигателя, что в свою очередь приведет к попаданию жидкости охлаждения в систему смазки двигателя, в любом случае все вышеперечисленные неисправности чреваты капитальным, дорогостоящим ремонтом двигателя и его деталей.